31.177.83.38 - - [29/Feb/2013:00:31:02 +0400] "HEAD /wp-admin/ HTTP/1.1" 404 0 "-" "Mozilla/5.0 (compatible; Web-Monitoring/1.0; +http://monoid.nic.ru/)"

― what is this?

System for Monitoring the Prevalence of Web Technologies on Websites

HTTP requests from IP address 31.177.83.38 with the identifier Mozilla/5.0 (compatible; Web-Monitoring/1.0; +http://monoid.nic.ru/) sent in the User-Agent header field are made by a special software (a “robot” or a “spider”) of the monitoring system used by the department of information and analytical research at RU-CENTER.

Purpose of Monitoring and Concerns of Information Security

The goals of monitoring include quantitative assessment and tracking of changes in prevalence of technological solutions used by web developers. The analysis is performed on dozens of characteristic features related to client-side and server-side web technologies. The number of characteristic features grows as the system evolves. Examples of the monitoring features include the following: the most common CMSs and website builders; types and versions of web servers; character sets, sizes of HTML code and index page loading times; specific HTML constructs in the code of index pages, whose presence or absence allows to assess, with some particular precision, the compliance of a website with important concepts of today’s web standards. The research is performed on both Russian and non-Russian websites. An interesting statistics is accumulated and then published and presented at industry conferences.

The purpose of monitoring is detailed research of web development market with respect to its technological aspects. The mentioned robot does not search for vulnerabilities on web servers and does not conduct any attacks. No data on technical solutions found at specific websites may be published.

RU-CENTER is one of the oldest Russian Internet companies, which grew along with the Internet in Russia and took its roots from the RIPN and the Kurchatov Institute. The company has all the required certificates and licenses.

Robot’s Load on Web Servers

When visiting a website, the robot makes a series of HTTP requests consisting of one GET request for / (document root directory of a web server) and several dozens of HEAD requests for resources with addresses matching the service URLs of some of the most popular CMSs.

GET request for / follows possible redirects (maximum five), provided that host address, type of application protocol and number of a TCP port all remain unchanged.

Intervals between HTTP requests in the structure of such a series are at least one second.

It means that load from one visit of the robot is comparable to the load created by a real visitor of a website, who opens its main page (which is usually associated with several images, as well as CSS and JS files) and leaves it immediately. It is worth mentioning that in response to HEAD requests server sends to client only the header related to the requested resource, but not the content of such resource, therefore HEAD requests are less heavy than GET requests.

Inquiries of any web server are conducted a few times per month (usually once or twice, but definitely less than ten times).

Filtration

In order to exclude a website from the set of web servers under research, its administrator needs to disable any HTTP requests from IP address 31.177.83.38 in web server configuration or access control files (usually called .htaccess). (There is no guarantee that this IP address will not be changed sometime in the future for technical or organizational reasons, but service developers do not intend to frequently change it on purpose.)

The current version of the monitoring system does not process robots.txt files.

31.177.83.38 - - [29/Feb/2013:00:31:02 +0400] "HEAD /wp-admin/ HTTP/1.1" 404 0 "-" "Mozilla/5.0 (compatible; Web-Monitoring/1.0; +http://monoid.nic.ru/)"

— что это?

Система мониторинга распространенности веб-технологий на сайтах

HTTP-запросы с IP-адреса 31.177.83.38 и с идентификатором Mozilla/5.0 (compatible; Web-Monitoring/1.0; +http://monoid.nic.ru/), отправляемым в поле заголовка User-Agent, осуществляются специализированным программным обеспечением (роботом, «пауком») системы мониторинга, используемой департаментом информационно-аналитических исследований компании RU-CENTER.

Предназначение мониторинга и вопросы информационной безопасности

В круг задач мониторинга входят количественная оценка и отслеживание тенденций изменения во времени показателей распространенности технологических решений, применяемых на практике разработчиками веб-сайтов. Анализируются десятки характерных признаков и показателей, относящихся к сферам веб-технологий стороны сервера и стороны клиента. Их количество расширяется по мере развития системы. Примерами важных составляющих предметной области мониторинга могут служить: наиболее общеупотребительные CMS и конструкторы сайтов; типы и версии веб-серверов; кодировки, объемы HTML-кода и длительности загрузки индексных страниц веб-узлов; заданные конструкции HTML-кода индексных страниц веб-узлов, наличие или отсутствие которых позволяет в той или иной мере судить о степени соответствия сайта важным концепциям современных веб-стандартов. Исследуются как российские, так и зарубежные веб-узлы. Накапливается и систематизируется интересная статистика, публикуемая в открытом доступе и озвучиваемая на профильных конференциях.

Целью мониторинга является детализация исследования структуры рынка веб-разработки в технологическом разрезе. Описываемый робот не занимается поиском уязвимостей на веб-узлах и не проводит каких бы то ни было атак. Сведения о технических решениях, обнаруживаемых на конкретных отдельных сайтах, не публикуются.

RU-CENTER — одна из старейших российских интернет-компаний, выросшая вместе с Рунетом из РосНИИРОС и Курчатовского института. Компания обладает всеми необходимыми профильными сертификатами и лицензиями.

Нагрузка, создаваемая роботом на исследуемые веб-узлы

За один визит на сайт описываемый робот осуществляет серию HTTP-запросов, состоящую из одного GET-запроса ресурса / (корневого каталога дерева документов веб-сервера) и нескольких десятков HEAD-запросов ресурсов с адресами, совпадающими со служебными URL ряда популярных CMS.

В процессе GET-запроса ресурса / обрабатываются возможные редиректы (с ограничением их максимального количества пятью) при условии неизменности адреса хоста, типа прикладного протокола и номера TCP-порта.

Интервалы между HTTP-запросами в структуре такой серии — не менее 1 секунды.

Таким образом, нагрузка от одного визита робота сопоставима с той, которую создает реальный посетитель сайта, открывший главную страницу сайта (с каковой в обычных ситуациях связано несколько файлов изображений, CSS- и JS-файлов) и тут же ушедший с сайта. Следует напомнить на всякий случай, что в ответ на HEAD-запросы сервер отправляет клиенту только служебный заголовок, относящийся к запрошенному ресурсу, но не содержимое данного ресурса, поэтому HEAD-запросы менее обременительны для сервера, чем GET-запросы.

Опросы каждого исследуемого веб-узла производятся не чаще нескольких раз в месяц. (Как правило — один-два раза, но в любом случае никак не более десяти.)

Фильтрация

Для того, чтобы исключить какой-либо сайт из множества исследуемых веб-узлов, излишне осторожному администратору следует на уровне конфигурации веб-сервера или файлов управления доступом (обычно они называются .htaccess) запретить любые HTTP-запросы с IP-адреса 31.177.83.38. (Абсолютной гарантии того, что данный IP-адрес не изменится когда-либо по техническим или организационным причинам, дать невозможно. Но намерений специально производить его частую смену у разработчиков сервиса нет.)

Файлы robots.txt текущей версией системы мониторинга не обрабатываются.